Видео, форматы видео передача и хранение информации, дается понятие что такое аналоговый видеосигнал, цифровой видеосигнал, видеостандарты, аналоговая запись, изобретение магнитофона, как появился бобинный магнитофон, современные видеокамеры

Видео, форматы видео

Видео, форматы видео

Ви́део (от лат. Video - дословно «вижу») - под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала. Когда в быту говорят «видео» - то обычно имеют в виду видеоматериал, телесигнал или кинофильм, записанный на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т. п.).

Обычные телевизионные видеоданные представляют собой поток аналоговых сигналов. Компьютерная обработка видеоинформации состоит в преобразовании их в цифровой формат с последующим хранением этих данных на жестком или компакт-диске или другом устройстве хранения информации. Оцифровка видеосигнала, как и оцифровка звука, включает две стадии: дискретизация данных аналогового видеопотока, т. е. снятие отсчетов с определенной частотой, и преобразование каждого такого отсчета в цифровой эквивалент или квантование.

Видеостандарты

Когда говорят о формате файла, подразумевается то, каким образом информация, которая содержится в файле, кодируется в цифровом виде. Для хранения видеоинформации в ПК разработано довольно много форматов, отличающихся способом представления данных, степенью их сжатия и т. п. Чтение и запись аудио- и видеоинформации на компьютере осуществляется с помощью специальных вспомогательных программ - «кодеков» (сокращение от слов «кодирование/декодирование»). Такие программы обычно входят в состав операционной системы либо поставляются с проигрывающими устройствами. Форматы записи.

Форматы аналоговой записи

Первая видеозаписывающая аппаратура была аналоговых форматов. Первым форматом был формат Q (начальная буква слова Quadruplex (четырехкратная)), в котором использовалась поперечно-строчная запись 4-мя вращающимися магнитными головками. Запись производилась на магнитную ленту шириной 2 дюйма (50.8 мм). В рабочем слое магнитной ленты использовался магнитный порошок из оксида железа. Скорость лента-головка составляла 41.27 м/с, продольная скорость движения ленты - 39.7 см/с. Следующий формат видеозаписи B уже использовал наклонно-строчную запись. Он был разработан фирмой Bosch. Как и предыдущий Q он относится к типу "сегментных", т.е. таких, в которых за каждый проход видеоголовки по ленте передается только часть поля телевизионного изображения. Запись производилась на магнитную ленту шириной 1 дюйм (25.4 мм). В рабочем слое магнитной ленты использовался магнитный порошок из кобальтированного оксида железа или диоксида хрома. Скорость лента-головка составляла 24.0 м/с, продольная скорость движения ленты 24.3 см/с. Именно с формата B начался выпуск видеокассетной аппаратуры. Видеомагнитофоны формата B выпускались двух типов - катушечные и кассетные. Следующий формат С, в отличие от предыдущих, несегментный. Важным преимуществом этого формата является легкость выполнения таких операций как стоп-кадр, замедленное и ускоренное изображение. Дорожки образовывают с осью ленты угол в 2,56 градусов. Ширина ленты составляет 1 дюйм (25,4 мм), продольная скорость движения ленты - 23,98 см/с, скорость лента-головка - 21, 39 м/с. В формате С используется система слежения за дорожкой записи. 

Все эти три первых формата записывали композитные (полные цветовые) сигналы.

 1.1.1. VHS

VHS (англ. Video Home System) - самый распространённый формат записи видеокассет. Разработан японской компанией JVC (Victor Company of Japan, Ltd.), представлен в 1976 году.С разработки VHS началась эра домашнего видео. На 2002 год, по оценкам JVC, в мире было продано свыше 900 млн видеоустройств этого формата и ещё больше видеокассет.

Одной из первых причин, затруднивших распространение U-matic формата, был формат VHS (Video Home System), разработанный фирмой JVC в 1976 году. А в 1984 году этот формат был утвержден в качестве стандарта бытовой видеозаписи. Для VHS характерна полудюймовая (12,65 мм) лента, запись на которую производится с помощью двух вращающихся видеоголовок, расположенных на барабане под углом 180 градусов. Каждый кадр телевизионного изображения записывается за один оборот барабана с видеоголовками на 2-х соседних дорожках видеозаписи. Угол наклона дорожек - 5,96 градусов, ширина дорожек видеозаписи - 58 мкм. Вдоль ленты располагаются две звуковые дорожки и одна управляющая. Разрешение по горизонтали составляет 240 твл. Видеомагнитофоны VHS имеют одну особенность: модели, оборудованные дополнительно к двум основным одной или двумя видеоголовками, могут обеспечивать три режима работы: SP (стандартная), LP (повышенная), EP (высокая продолжительность), которые характеризуются разными скоростями движения ленты при записи/воспроизведении, соответственно, SP: для PAL - 23,39 мм/с, для NTSC - 33,5 мм/с; LP: для PAL - 11,7 мм/с, для NTSC - 16,67 мм/с; EP: для NTSC - 11,12 мм/с. В рабочем слое магнитной ленты используется кобальтированный оксид железа или диоксид хрома.

 1.1.2. Betacam SP

Качество конечного материала полностью зависит от уровня используемого оборудования, от того качества изображения, которое можно получить, применяя видеооборудование того или иного формата. Лучшими параметрами обладает аппаратура аналоговых форматов Betacam (Betacam, Betacam SP, Betacam SP 2000PRO, Betacam SP 1000PRO).

 Формат Betacam основан на бытовом формате Betamax. Запись в формате Betacam производится наклонно-строчным способом на полудюймовые ленты, в рабочем слое магнитной ленты используется кобальтированный оксид железа. Скорость движения ленты - 101,5мм/с. Запись сигнала компонентная: сигналы яркости (Y) и цветности (Сr, Сb) записываются на отдельные видеодорожки разными видеоголовками. В верхней части видеоленты расположены две продольные для записи звуковых сигналов, а в нижней части ленты размещаются дорожки управления и дорожки адресно-временного кода. Особенностью Betacam является сочетание высокого качества передачи изображения, технико-экономических показателей и эксплуатационной гибкости.

Возможность совместной работы с оборудованием других форматов видеозаписи, высокая степень автоматизации существенно облегчают работу по обслуживанию и регулированию оборудования.

 Дальнейшим развитием этого формата, благодаря новым схемотехническим решениям и высококачественной элементной базе, является Betacam SP. Здесь используется металлопорошковая лента, более расширенный частотный диапазон яркостного сигнала, полученный за счет сдвига в высокочастотную область спектра цветоразностных сигналов. Оборудование форматов Betacam и Betacam SP совместимы. Аппараты Betacam SP воспроизводят записи Betacam. Наличие компонентных входов-выходов упрощает сопряжение аппаратуры Betacam SP с компонентным цифровым оборудованием и цифровыми системами видеоэффектов.

 1.1.3. Video-8

Формат Video-8 был разработан фирмой Sony в 1984 году, а на его основе портативные видеомагнитофоны и автономные моноблочные камеры - Handycam. И благодаря главным образом малым размерам и массе аппаратуры при достаточно хорошем качестве изображения и звука и удобству ее эксплуатации этот формат получил широкое распространение и дальнейшую заинтересованность фирм в его развитии. Этот формат ориентирован только на бытовую технику, т.к. его разрешающая способность по горизонтали составляет 250 твл. Для записи используются 8 мм металлопорошковая лента и лента с напылением металла. В 1989 году представители ряда фирм-изготовителей аппаратуры 8мм формата совместно разработали и утвердили перечень технических и эксплуатационных условий для широкополосного формата видеозаписи Hi8. Этот формат предназначен для бытовой и полупрофессиональной аппаратуры с записью на 8мм металлопорошковую ленту, с улучшенными техническими характеристиками, с разрешающей способностью по горизонтали до 400 твл, при хорошем отношении сигнал/шум в канале яркости (девиация составляет 2 МГц). Звуковой канал отвечает требованиям Hi-Fi. За счет возможности работы с раздельными сигналами повышена совместимость с другими форматами.

 1.1.4. MII

В конце 1990 года компания Matsushita Electronic Industrial (торговая марка "Panasoniс") выпустила на рынок семейство новых моделей профессиональных видеомагнитофонов, объединенных названием MII Pro. Это событие открыло новую страницу в развитии и широком распространении аналоговой компонентной видеозаписи во всех сферах человеческой деятельности. Разработанный еще в 1986 году формат MII предназначен для профессиональной видеожурналистики и студийного производства. Для записи компонентного сигнала используется S-VHS-кассета с высококачественной полудюймовой металлопорошковой лентой. В формате MII сигнал яркости поочередно записывается на одной дорожке, а на другой два скомпрессированных по времени цветоразностных сигнала. Скорость лента-головка составляет 5.9 м/с.

 1.1.5. U-matic 

В 1971 году фирма Sony предложила 3/4-дюймовый (19.01 мм) формат U-matic. Благодаря этому впервые удалось создать репортажный видеокомплект. Известны 3 версии формата - U-matic-L (узкий диапазон), U-matic -H (широкий диапазон), U-matic -SP (самый широкий диапазон). В этом формате записывается композитный видеосигнал; сигнал цветности переносится ниже сигнала яркости по шкале частот. Изображение записывается 2-мя вращающимися головками: на одной магнитной дорожке записывается одно поле. В верхней части ленты расположена продольная дорожка для записи управляющего сигнала, а в нижней - 2 дорожки для записи звукового сигнала и дорожка временного кода, которую перекрывают дорожки с изображением. Ширина видеоленты составляет 19,01 мм, ширина наклонных дорожек 85 мкм, угол наклона 4,97 градусов. В рабочем слое магнитной ленты используется кобальтированный оксид железа. Видеооборудование этого формата выпускался долгое время.

 1.1.6. Betamax 

Betamax - формат полудюймовых видеокассет (12,7 мм) для профессионального использования, разработанный корпорацией «Sony» в 1975 году на основе прежнего профессионального формата U-matic (19,1 мм).

Видеомагнитофон формата «Betamax» был разработан «Sony» для записи и воспроизведения кассет с 12,7-миллиметровой металлопорошковой лентой максимальной толщины 25 мкм, и обеспечивал разрешающую способность по горизонтали 500 строк. Кассета формата «Betamax» имела примерно на 20 % меньшие размеры по сравнению с кассетой формата VHS: 156×96×25 мм. Формат «Betamax» являлся широкополосным. В магнитофоне применялись ферритовые головки с сендастовым напылением. Формат обеспечивал три режима записи и воспроизведения: Beta, Beta II и Beta III (нормальная, замедленная в два и в четыре раза скорость; аналогично SP, LP и EP в формате VHS).

Видеомагнитофон формата «Betamax» зачастую оснащён такими же выходами и входами, как и видеомагнитофоны формата S-VHS: с разделением сигналов яркости и цветности. Видеомагнитофоны «Betamax» используют наклонно-строчную запись, которую обеспечивают две вращающиеся видеоголовки. Максимальная продолжительность воспроизведения колеблется от 30 до 220 минут и зависит от длины ленты в кассете. Отсутствие защитных промежутков между дорожками требует высокой равномерности хода ленты. Лентопротяжный механизм (ЛПМ) включает в себя специальные стабилизаторы, гасящие ударные искажения, возникающие при соприкосновении ленты с головкой.

 1.1.7. 2" Quadruplex 

Ширина ленты видна из названия; скорость движения - 15 дюймов в секунду; запись - сегментированная; сигнал - полный. Quadruplex означает счетверенный. Это говорит о наличии четырех головок (heads) на вращающемся блоке, расположенных со сдвигом в 90 градусов. Плоскость вращения блока головок расположена перпендикулярно движению магнитной ленты, которая в месте контакта изгибается, охватывая блок. Такая конструктивная особенность приводит к быстрому износу ленты. Дорожки (tracks) расположены почти перпендикулярно направлению движения ленты. За время одного прохода головки записывается 19,5 строк развертки, а полное телевизионное поле записывается за четыре оборота барабана. Поэтому формат называют сегментированным, то есть видеосигнал записывается сегментами. Это свойство формата не позволяет реализовать режимы стоп-кадра (still frame) и замедленного/убыстренного воспроизведения (slow motion) без применения внешних электронных устройств, так как за один оборот блока головок (head assembly) нельзя считать телевизионное поле. 

 1.1.8. 1" Type C 

Наиболее распространенный "добетакамовский" формат. Сам же формат является результатом компромисса между Sony и Ampex, разработавшими свои форматы. Скорость движения ленты - 9,606 дюйм/с (244 мм/с); ширина ленты - 1 дюйм; запись - несегментированная, наклонно-строчная; сигнал - полный. Для этого формата характерен практически полный охват лентой блока видеоголовок. Две универсальные головки записывают полное телевизионное поле. Причем основная головка записывает собственно телевизионные линии, а другая - сигналы кадровой синхронизации и сопутствующие им импульсы, в том числе вертикальный код. Соответственно имеется и две стирающие головки. И те и другие расположены на блоке головок несимметрично. Для обеспечения работы в режимах стол-кадр и замедленное ускоренное воспроизведение применяются дополнительные головки AST (automatic scan tracking - автоматический поиск дорожки), позволяющие считывать одновременно два соседних поля. Формат С, как и В, имеет три звуковые дорожки (по третьей записывается адресно-временной код) и дорожку управляющего сигнала, которая расположена вдоль ленты между основной частью видеодорожки и, как бы отсеченным от нее, участком с синхросигналами. Формат С был первым несегментированным форматом записи. В частности поэтому, точность монтажа была улучшена до одного кадра. Кроме того, часто видеомагнитофоны этого формата комплектовались не обычными ЦКВИ (ТВС), а специальными видеопроцессорами (например, Zeus фирмы Ampex), позволяющими запоминать целый телевизионный кадр и имеющими отдельный видеовыход. Такое решение позволяет делать микширование или другие спецэффекты при наличии всего двух магнитофонов. Однако, план, с которого происходит переход на другой, в момент перехода будет стоп-кадром, так как сигнал для такого перехода берется с выхода кадровой памяти ЦКВИ. 

 1.1.9. S-VHS 

Появление новых форматов записи всегда имеет целью устранение каких-либо недостатков предыдущих, так, дальнейшим развитием формата VHS явился формат S-VHS, который позволяет получить цветное изображение более высокого качества. Скорость лента-головка - 4.85 м/с, ширина наклонных дорожек - 49 мкм, угол наклона дорожек - 5.96 градусов. Скорость движения ленты - 23.39 мм/с. Каждый кадр записывается на 2 дорожки. По сравнению с VHS этот формат обладает большим значением отношения сигнал/шум (45дБ), улучшенной контрастностью изображения и меньшими перекрестными искажениями. Благодаря существенному расширению полосы частот сигнала яркости, удалось увеличить разрешающую способность по горизонтали на 160 твл. В рабочем слое магнитной ленты используется кобальтированный оксид железа или диоксид хрома. Аппаратура формата S-VHS хорошо стыкуется с оборудованием других форматов, поэтому, например, в монтажных системах можно использовать в качестве мастера аппарат другого формата. К достоинствам также можно отнести весьма высокую разрешающую способность, возможность разделения сигналов, сравнительно низкую стоимость аппаратуры.

 1.1.10. VHS-C 

Формат VHS-C был одним из наиболее распространенных среди любительских камер.Основными производителями, поддерживающими формат VHS-C являются Panasonic и JVC. Главным преимуществом формата VHS-C является возможность проигрывания записанных кассет на видеомагнитофоне стандарта VHS с использованием специального адаптера (который обычно имеется в комплекте с видеокамерой). Основным недостатком в сравнении с Video8 является меньшее время записи на кассету. Основная масса кассет VHS-С имеет продолжительность записи в 30 и 45 минут на стандартной скорости против 90 и 120 минут на кассетах Video8.

1.1.11. Hi8 

Формат разработанный фирмой Sony является усовершенствованием формата Video 8. За счет применения более совершенных технологий обработки сигналов изображения, и использования новых, с улучшенными характеристиками, лент, в камерах этого формата удалось преодолеть основной недостаток формата Video 8 - плохую четкость изображения, при сохранении всех его достоинств. Видеокамеры Hi8 обеспечивают четкость изображения на уровне 424 линий по горизонтали. В 1998 году Sony выпустила усовершенствованные видеокамеры Hi8 XR, теоретически обеспечивающие разрешение до 440 линий, с меньшим уровнем помех цветности и яркости. Звук Hi-Fi в камерах Hi 8 чаще стерео. 

Носители аналогового видео

Медный цилиндр, обмотанный тонкой стальной проволокой и движущийся вдоль него электромагнит - примерно так выглядел запатентованный в 1898 году датчанином Вальдемаром Пульсеном "телеграфон", аппарат для магнитной записи звука. Слово "магнитофон" появилось в 30-е годы 20 века в Германии вместе с идеей использовать для записи не проволоку, а ленту с напыленным на нее магнитным порошком. Как бы то ни было, патент на изобретение магнитной записи принадлежит Вальдемару Пульсену. Магнитная пленка, магнитные карточки, компьютерные дискеты и жесткие диски - всем этим современная цивилизация обязана датскому изобретателю. Магнитная лента (сначала на бумажной основе) была предложена в начале 20-х г.г. XX века. Тогда же Шюллером (Германия) была предложена классическая конструкция кольцевой магнитной головки, представлявшей собой кольцевой магнитный сердечник с обмоткой на одной стороне и зазором на другой. При записи в обмотку подается ток записи, вызывающий выход магнитного поля в зазоре, который намагничивает магнитную ленту в такт изменению сигнала. При считывании, наоборот, лента, замыкая магнитный поток через зазор на сердечник, наводит ЭДС в обмотке. 

Принцип высокочастотного подмагничивания - подмешивания в записываемый сигнал высокочастотной составляющей - был предложен в начале 30-х г.г. Браунмюлем и Вебером, усовершенствован в конце 30-х г.г. Нагаи, Карпентером и др. В 30-х - 40-х г.г. XX века получили развитие бобинные магнитофоны, причем имелись уже и портативные модели, с конца 50-х гг - картриджные, а с конца 60-х г.г. - кассетные. Цифровые магнитофоны появились в конце 70-х гг. Эксперименты по магнитной записи видеосигнала начались в 50-х гг; бытовые бобинные видеомагнитофоны на ленте шириной дюйм и полдюйма появились в середине 70-х г.г.; в конце семидесятых появились кассетные системы, и после непродолжительной борьбы систем Betamax (SONY) и VHS (JVC), различавшихся механикой лентопротяжного механизма и качеством изображения, победила VHS. При этом Betamax давала лучшее качество изображения, но обладала более сложным и менее надежным лентопротяжным механизмом, что в конечном итоге и решило ее судьбу. Современный студийный стандарт Betacam является развитием Betamax.


Устройство

Основными функциональными узлами магнитофона являются лентопротяжное устройство и электромагнитные головки для записи и воспроизведения звука.

По типу накопителя магнитофоны подразделяются на ленточные и проволочные, катушечные (бобинные) и кассетные. По типу регистрируемой информации магнитофоны разделяют на аналоговые и цифровые; по области применения магнитофоны разделяют на студийные, бытовые и промышленные. Последний тип ранее широко использовался не только для записи звуковой информации, но и для записи аналоговых данных (например, сигналов с аналоговых датчиков температуры, давления и пр. в промышленных процессах или лаботраторных исследованиях). Промышленные магнитофоны для записи данных в некоторых источниках называют также магнитографами. Широко были известны бобинные многоканальные магнитографы TEAC (Япония).

Видеомагнитофо́н — устройство для записи видеосигнала на магнитную ленту.

Изобретение съемочной видеокамеры и видеомагнитофона позволило записывать на магнитную пленку не только звук, но и движущееся изображение. Однако при записи вдоль магнитной ленты потребовалась бы очень высокая скорость ее движения - более 200 км/ч (приблизительно в 10000 раз большая, чем при записи звука). Дело в том, что человек слышит звуки в диапазоне частот от 20 до 20000 Гц. Качественная запись звука осуществляется в этом диапазоне. Для записи видеоизображения требуются гораздо более высокие частоты - свыше 6 МГц. В 1951 г. В. Сэлстед, А. Понятов и М. Столяров (США) разработали конструкцию видеомагнитофона с вращающимися магнитными головками А. Понятов Идею применить вращающиеся головки подал Чарльз П. Гинзбург (1920-1992), который приступил к работе в компании А. Понятова Ampex в 1952-м. Приборы видеозаписи того времени работали на излишне высокой скорости - 6 м/с, поэтому расход видеопленки был очень большой. В своем устройстве Ampex VRX-1000 Гинзбург применил записывающие головки, которые вращались на высокой скорости, что позволило значительно снизить скорость лентопротяжного механизма. Изобретение Гинзбурга предопределило будущее аналоговых аудио- и видеомагнитофонов. Вместо того чтобы увеличивать скорость движения магнитной ленты при записи и воспроизведении изображения, магнитные головки в видеокамере и видеомагнитофоне закреплены на вращающемся с высокой скоростью барабане, а сигналы записываются не вдоль, а поперек ленты. Ось вращения барабана наклонена к ленте, а его магнитная головка при каждом обороте записывает на ленте наклонную строчку. При этом плотность записи значительно увеличивается, а магнитная лента должна двигаться сравнительно медленно - со скоростью всего 2 мм/с. До изобретения магнитной видеозаписи все телевизионные передачи велись только в "прямом эфире". Это создавало целый ряд неудобств - ведь все ошибки сразу были видны зрителям. Видеозапись сразу дала возможность осуществлять видеомонтаж телевизионных программ, хранить их и передавать в любое удобное время. В наши дни съемочная видеокамера и видеомагнитофон стали не только непременным атрибутом телевизионных студий, но широко вошли в быт. Первые видеомагнитофоны были очень громоздкими; их использовали либо в студиях, либо возили к месту событий на специальном автобусе. Первый бытовой видеомагнитофон продемонстрирован в студии Би-Би-Си в Лондоне 24 июня 1963 года.

7 июня 1969 года на прилавках магазинов появились первые бытовые кассетные видеомагнитофоны. Это была модель U-Matic японской корпорации Sony. В 1969 году населению был представлен первый цветной видеомагнитофон, имевший и бытовое, и промышленное применение. И уже в 1972 году корпорация приступила к планомерному захвату мирового рынка сбыта путём внедрения стандарта видеозаписи Betamax. Впоследствии, с усовершенствованием форматов Betamax и VHS, видеомагнитофоны стали доступны миллионам пользователей по всему миру. Оба стандарта используют 13-миллиметровую плёнку, однако они несовместимы, то есть кассету в стандарте Betamax нельзя воспроизвести на видеомагнитофоне VHS. В 1982 году Sony разработала на основе бытового композитного формата Betamax профессиональный компонентный Betacam. В настоящее время на телестудиях широко используют цифровые кассетные видеомагнитофоны форматов Betacam IMX, DVCAM, DVC-PRO. Также продолжают эксплуатироваться катушечные видеомагнитофоны BCN, VPR и Кадр-3ПМ.

Примерно с 2005 года бытовые видеомагнитофоны начали быстро вытесняться DVD-проигрывателями.

Форматы цифровой записи

Оборудование цифровых форматов видеозаписи позволяет получать материалы высокого качества и обладает стабильностью функционирования, большой надежностью и эффективностью. Еще одно немаловажное преимущество цифровой видеозаписи - это возможность многократной перезаписи без потери качества изображения.

 1.1.12. Video CD

Стандарт записи видео в формате MPEG-1 на обычный Compact Disk (диаметр 120 мм, толщина 1.2 мм, одна информационная сторона).

Один диск обычно позволяет хранить до 74 минут видео, качество соизмеримо с VHS стандартом. Для воспроизведения достаточно односкоростного CD-ROM.

 1.1.13. DVD

Формат DV5D-диска принят 8 декабря 1995 года. Первоначально аббревиатура DVD расшифровывалась, как Digital Video Disc (цифровой видеодиск), несколько позже появилась расшифровка аббревиатуры DVD, как Digital Versatile Disc (универсальный цифровой диск). 

Особенности dvd-видео
- Около 2 часов высококачественного цифрового видео (более 8 на двухстороннем, двухслойном диске).
- Поддержка для широкоэкранных фильмов и телефильмов на стандартных или широкоэкранных телевизорах (4:3 и 16:9 коэффициенты сжатия).
- До 8 звуковых дорожек на разных языках, до 8 каналов каждая.
- До 32 дорожек субтитров/караоке.
- "Бесшовное видео"
- До 9 углов камеры (различные точки зрения могут быть выбраны в течение воспроизведения).
- Меню и простые интерактивные возможности (для игр, quizzes, и т.д.).
- Многоязычный текст идентификации для имени заголовка, имени альбома, имени песни, и т.д.
- "Мгновенная" перемотка и быстрая перемотка вперед, включая поиск по заголовку, главе, дорожке, и коду времени.
- Долговечность (никакого износа от использования, только от физического повреждения).
- Не восприимчив к магнитным полям. Устойчив к нагреву.
- Небольшой размер.
- Noncomedogenic.
Качество dvd-видео

Качество DVD значительно лучше видеозаписи и даже лучше, чем laserdisc. Однако качество зависит от многих промышленных факторов. Так как большие количества видео уже были закодированы для Видео CD, с использованием MPEG-1, некоторые низкобюджетные DVD использует этот формат (который - не лучше, чем VHS), вместо более высококачественного MPEG-2.

DVD-Video упаковывается с цифровой мастер-ленты на студии в формат MPEG-2. Это сжатие с потерями удаляет избыточную информацию (например, области изображения, которые не изменяются) так, что это трудно заметно для человеческого глаза. Возникающее в результате видео, особенно, когда оно сложно или быстро изменяется, может содержать "артефакты" (местные искажения) типа blockiness, fuzziness, и видеошума, в зависимости от качества обработки и степени сжатия. При средней пропускной способности 3.5 Mbps, искажения сжатия могут быть иногда заметны. Более высокие пропускные способности данных могут почти исключить появление искажений, при первоначальной пропускной способности мастер-ленты в 6 Mbps. Так как MPEG технология сжатия улучшается, более высокое качество достигается при более низких пропускных способностях.

Термин "артефакт" относится к тому, что первоначально не было представлено в изображении. Артефакты иногда вызываются недостаточным кодированием MPEG, но чаще артефакты вызываются плохо настроенными телеприемниками, плохими кабелями, электрическими помехами, недостаточной передачей film-to-video, зерном пленки, неисправностью воспроизводящего устройства, ошибками чтения диска, и т.д. 

 1.1.14. DivX

Формат Divx (Digital video express) был разработан компанией Circuit City как альтернатива DVD. В результате получилась своеобразная система, в чем-то напоминающая прокат. В основе концепции лежала идея о том, что кодированный видеоформат может предотвратить нелегальное копирование оригинала. Покупая фильм в формате DivX за 4,5 долл., можно было смотреть его в течение двух суток, продлить лицензию для повторного просмотра за 2,5 долл. или приобрести годичную лицензию дополнительно за 15-25 долл. 

Идея проката фильмов на дисках в формате DivX была поддержана некоторыми большими голливудскими компаниями. В список компаний, входят такие, как Disney, Dreamworks SKG, Paramount и Universal. Для просмотра фильмов в формате DivX был нужен специальный проигрыватель, который также может воспроизводить и обычные DVD-диски. В проигрывателе DivX также присутствовал модем, играющий важную роль во всей этой системе. С его помощью происходило соединение со специальной системой для составления счетов, а также обновления информации в модуле памяти проигрывателя. После оплаты дальнейшего использования диска, сигнал об этом поступал с сервера на проигрыватель и диск можно было просматривать после двухдневного срока. Необходимо было хотя бы раз в месяц делать запрос на сервер, в противном случае система блокировалась. 

Система не прижилась, фирма-разработчик понесла убытки, а название перекочевало в новую технологию. Позднее форматом DivX стали называть несколько усовершенствованный формат MPEG4 (которым он по существу и является).

 1.1.15. DV (miniDV)

DV - это бытовой формат цифровой компонентной видеозаписи с обработкой по стандарту 4:2:0 (PAL) и 4:1:1 (NTSC) на 1/4-дюймовую (6.35 мм) ленту с напылением металла. Этот формат разработан консорциумом DV, объединившим основных производителей бытовой аппаратуры. Каждый кадр располагается на 12-ти наклонных дорожках шириной 10 мкм. На наклонные дорожки записывается видео / аудиоданные, субкод, служебные данные (ITI - Insert and Track Information). Продольных дорожек нет. Применяется алгоритм внутрикадрового сжатия, использующий метод DCT. Коэффициент компрессии - 5:1. Обеспечивается разрешение по горизонтали - 500 твл. В DV предусмотрена специальная схема исправления и маскирования ошибок. Кассеты, записанные в формате DV, могут воспроизводиться на некоторых моделях аппаратов форматов DVCPRO и DVCAM. Для передачи данных в оборудовании этого формата предусмотрен универсальный последовательный интерфейс IEEE-1394, позволяющий переносить цифровые файлы напрямую на жесткий диск компьютера.

1.1.16. SVCD, ASF, RM

Стандарт Super VideoCD (SVCD) установлен Китайским Национальным Комитетом Стандартизации совместно с Philis, Sony, Matsushita и JVC. Он базирован на технологии сжатия MPEG-2 с переменным потоком (VBR). SVCD может обеспечить в два раза более четкое видео, чем предыдущий формат VideoCD, разрешение 480x576 более чем в четыре раза превышает ограничения MPEG-1.SVCD обратно совместим с VCD 1.1, 2.0 и Interactive VCD 3.0. Более того, тогда как VCD требует встраивания текста в видео, SVCD использует отдельный поток данных для интеграции субтитров (вернее до 4-х таких потоков). Так как это не текст, а графические изображения, в субтитрах могут использоваться символы любых языков и шрифтов, а также графические изображения. При этом субтитры не имеют артефактов сжатия алгоритмом MPEG. ASF - формат Windows Media. Основан на MPEG-4, оптимизирован для передачи видео с низким и средним битрейтом в интернет. Воспроизводится только на компьютере с Windows Media Player. RM - RealVideo. Предназначен для низкоскоростной передачи видео в интернет в реальном времени. Небольшое разрешение, низкое качество. Воспроизводится только на компьютере. Требует специального программного декодера.

1.1.17. Digital Betacam 

Digital Betacam - этот цифровой формат видеозаписи был разработан фирмой Sony. Для записи используется та же полудюймовая лента, что и в аппаратах Betacam SP. Имеются продольные дорожки управления, режиссерская и временного кода. Все видео- и аудиосигналы записываются сегментным наклонно-строчным способом. Каждое телевизионное поле записывается на 6-ти наклонных дорожках. Соседние дорожки записываются с азимутальным разворотом рабочих зазоров видеоголовок на +/- 15 градусов. Записываемый цифровой поток составляет 125.58 Мбит/с. Digital Betacam обеспечивает запись 10-битного компонентного цифрового сигнала с соотношением частот дискретизации 4:2:2 для сигналов яркости и цветности. Поддерживаются 4 канала звукового сопровождения, частота дискретизации аудиосигнала 48 кГц при 20-битном квантовании. Миникассеты Digital Betacam обеспечивают 40 минут цифровой записи, а большие - более 2-х часов.

В системе Digital Betacam используется очень эффективный способ обработки информации - BRR (уменьшение скорости потока данных). Благодаря этому одно и тоже количество видеоинформации может быть представлено меньшим объемом данных, чем раньше. Способ компрессии сигнала внутриполевой (intraframe) с использованием дискретного косинусного преобразования (DCT), коэффициент компрессии сигнала - 2:1. Имеется мощная система коррекции и маскирования ошибок. 

1.1.18. Betacam SX

 Betacam SX - видеоформат фирмы Sony, который обеспечивает запись 8-битных компонентных цифровых видеосигналов с соотношением частот дискретизации 4:2:2 для сигналов яркости и цветности. Поддерживает 4 канала цифрового звука (16 бит/48 кГц). Схема сжатия, используемая в Betacam SX, основана на алгоритме 4:2:2 P@ML стандарта MPEG2 с коэффициентом компрессии 10:1. Поток видеоданных составляет 18 Мбит/с. Запись производится на полудюймовую (12.65 мм) металлопорошковую ленту. Максимальное время записи - 184 минуты на кассету типа L и 60 минут на кассету типа S. Формат Betacam SX обеспечивает вещательное качество изображения от съемки до компоновки программ. Оборудование этого формата позволяет монтировать материал прямо на месте и передавать его с высокой скоростью без потери качества. При переносе видеоматериалов между аппаратами формата Betacam SX используется последовательный цифровой интерфейс SDDI (последовательный цифровой интерфейс передачи данных), обеспечивающий четырехкратную скорость передачи, с аппаратурой цифровых форматов используется интерфейс SDI (последовательный цифровой интерфейс). Оборудование Betacam SX совместимо с аналоговой аппаратурой форматов Betacam, Betacam SP.

1.1.19. HDV 

Стандарт HD ( High Definition - Высокое разрешение ) - это новый улучшенный стандарт видео. Существует много форматов, но основных стандартов установлено два: 1080i и 720p . Оба эти стандарта значительно превосходят стандарт SD в цвете и разрешающей способности (резкость изображения и детали). Почти всё HD оборудование изначально рассчитано на 'широкоформатное' изображение 16:9. 

Стандарт HD в любом проявлении намного лучше 'традиционных' систем. Появившийся стандарт HDV (High Definition Video - Видео высокого разрешения) - это попытка дать возможность записи видео высокого разрешения, при скорости передачи 25 Мбит/с на существующие устройства MiniDV , используя сжатие MPEG2. Многие производители уже являются приверженцами стандартов HDV . Стоит отметить, что любая домашняя запись, сделанная в HDV, будет превосходить общепринятые на сегодняшний день SD DV записи, обладающие, к сожалению, ограниченными способностями. 

 1.1.20. ProHD 

DVCProHD - формат записи на магнитную ленту фирмы Panasonic, являющийся дальнейшим развитием DVCPro. В связи с необходимостью записи более высокого цифрового потока, скорость ленты увеличена в четыре раза. Как и для всех версий формата DVCpro, компрессия DVCproHD основана на алгоритме DV. Несжатые HD-сигналы распределяются по четырем устройствам сжатия DV, работающим параллельно, которые все вместе сжимают сигнал с коэффициентом 1:6.7. Результирующий поток данных составляет 100 Мбит/с.

1.1.21. D-VHS 

Полностью цифровой формат D-VHS (Digital VHS) позволяет вести запись цифрового видео максимально возможного качества (поток видеоданных до 14,1 Мбит/с), длительностью до 8 часов в режиме STD (Standard), или 21 час, на скорости в три раза меньшей (LS3) - с качеством DVD-видео ( 4,7 Мбит/с). Данные записываются в том виде, в котором они поступают на вход видеомагнитофона, без восстановления сжатых данных. Привлекательность формата заключается в его востребованности, ведь до сих пор не существовало перезаписываемого бытового цифрового видеоносителя достаточной емкости с качеством не только равным, но даже превосходящем DVD. Для оценки потенциальных возможностей D-VHS достаточно сказать, что если скорость цифрового потока (битрейт) в DVD-формате достигает только 10 мегабит/сек. (обычно она не превышает 4–6 мегабит/сек.), и емкость диска составляет максимум 18 гигабайт (2 стороны/2 слоя), то в D-VHS ее максимальное значение составляет 28,2 мегабит/сек. при емкости кассеты до 44 гигабайт. Формат D-VHS дает возможность записывать даже HDTV-программы (т.е. ТВ повышенной четкости). Понятно, DVD со своим максимально достижимым разрешением в 540 ТВ-линий значительно уступает 1080 линиям в HDTV. Поэтому если HD-телевидение станет широко распространенным, то запись такой программы на D-VHS-магнитофон обеспечит несравненно лучшее качество, чем DVD-плейер. Более того, такой битрейт и емкость видеокассеты позволяет в LS-режиме хранить до 14 часов видео с качеством, не уступающим обычному DVD, а с качеством, сравнимым с VHS - до 21 часа.

1.1.22. MicroMV 

 MicroMV - первый, разработанный фирмой Sony, формат записи для любительских видеокамер, использующий стандарт сжатия MPEG2. MPEG является открытым промышленным стандартом видео- и компьютерной индустрии и используется как новый формат, естественный преемник DV, поскольку обеспечивает высокое качество изображения и звука, а также открывает новые возможности дизайна видеокамер, благодаря компактному размеру носителя. Размер новой кассеты составляет 30 процентов от размера кассеты miniDV. Кассета оснащена модулем памяти. Скорость передачи данных нового формата составляет 12 Мбит/с, что в два раза ниже, чем в формате miniDV.

1.1.23. Digital8 

С появлением цифровых видеокамер формата miniDV оказалось, что видеолюбители, стремящиеся к повышению качества изображения, должны отказаться от старых, накопленных годами архивов, записанных на кассетах Hi8. Компания Sony пошла навстречу требованиям рынка и выпустила промежуточный вариант цифровой видеозаписи на кассетах формата Hi8 (возможно, хотя и не рекомендуется использовать кассеты Video8). Правда пришлось поступиться временем записи (на кассете Hi8 можно записать видео в стандарте D8 на треть меньше по времени). Оправдывается это значительным улучшением качества изображения (оно приближается к вещательному) и различными преимуществами, такими как цифровые эффекты, цифровой порт по стандарту IEEE 1394 и др. Режим LP в этих камерах не предусмотрен. Естественно, что камера D8 может использоваться для просмотра старых кассет Hi8 и Video8. При этом, стоимость такой камеры несколько дешевле чем камер miniDV.

 1.1.24. D1, D2, D3, D5, D6

D1 - цифровой формат, разработанный фирмой Sony. Запись осуществляется на магнитную ленту шириной 19,01 мм в соответствии со стандартом CCIR601 в варианте 4:2:2. Запись видео- и аудиосигналов сегментная, четырехканальная; скорость движения ленты - 286,9 мм/с. Одно телевизионное поле записывается на 12 наклонных дорожках шириной 30 мкм. Кроме наклонных дорожек имеются 3 продольные - монтажная звуковая дорожка, дорожка управления и дорожка временного кода. В центре наклонных дорожек для записи видеоданных размещены 4 сектора с сигналами звука. Запись производится на кассеты трех размеров, которые обеспечивают 11, 34, 76 минут непрерывной записи при толщине ленты 16 мкм. При меньшей толщине ленты длительность записи, соответственно, увеличивается. Этот формат один из наилучших для студийной работы, так как используется компонентный сигнал, сохраняется полная полоса частот сигналов, которая позволяет делать высококачественные плавные переходы в рир-проекции, обеспечивается высокое качество при копировании и монтаже. Оборудование формата D1 можно подсоединять без дополнительного транскодирования почти ко всем системам цифровых видеоэффектов, кинотелепреобразователям, дисковым запоминающим устройствам и т.п. Формат D2 был предложен фирмами Ampex и Sony для обработки, записи и воспроизведения композитного сигнала стандартов PAL и NTSC. Запись сигнала производится на 19,01 мм металлопорошковую ленту, упакованную в кассеты трех видов: малые, средние и большие. Способ записи наклонно-строчный сегментированный. Одно телевизионное поле записывается на 8-ми дорожках шириной 35 мкм. Уровневое квантование - 8 бит. Частота дискретизации аудиосигнала - 48 кГц, квантование - 20 бит. Записываемый цифровой поток достигает 154 Мбит/с. Кроме наклонных дорожек имеются 3 продольные - управления, монтажная звуковая, дорожка временного кода. Звуковые сектора располагаются в начале и конце программных строчек. D2 характеризуется более низкой стоимостью оборудования по сравнению с аппаратурой формата D1, способностью воспроизведения изображения в широком интервале скоростей и его просмотре в цвете при 60-кратном превышении номинальной скорости и возможностью многократной перезаписи с минимальными потерями качества. Формат D3 цифровой видеозаписи на полудюймовую ленту разработан мощной вещательной корпорацией NHK в 1991 году, и его аппаратурная реализация стали значительным достижением фирмы Panasonic. Оборудование D3 работает с композитными 8-битовыми видеосигналами стандартов PAL и NTSC. Видеофонограмма примерно такая же, как и у формата D2, разница только в числовых характеристиках. Так ширина наклонных дорожек составляет 18 мкм, общая длина программной дорожки - 117.71 мм, а видеосектора - 108.9 мм, угол наклона дорожек - 4.9 градуса. Дорожка временного кода примыкает к нижнему краю наклонных дорожек. Длительность записи на одну кассету D3 - от 50 до 245 минут. Характеристики оборудования в целом такие же, как в D2. Благодаря использованию полудюймовой ленты создана полная линейка оборудования формата D3, обеспечивающая студийное и внестудийное производство, репортажные съемки, запись, монтаж и выдачу программ в эфир, все этапы которых выполняются в едином стандарте. При этом расход ленты оказался в два раза меньше, чем у 19 мм композитных форматов. Плотность записи - 13.7 Мбит на квадратный сантиметр. При заметно более низкой стоимости и массе аппаратура формата D3 не уступает по функциональным возможностям, качеству сигнала и защите от ошибок аппаратам форматов D1 и D2. Впервые стал возможен режим предварительного чтения (Pre-read), при котором один и тот же аппарат используется и как источник сигнала, и как мастер, т.е. можно проводить на 2-х аппаратах монтаж, рассчитанный на 3 аппарата. Оборудование компонентного формата D5 использует те же кассеты, что и D3, но составляющие цветового сигнала снимаются с изображения в соответствии с рекомендациями для 10-битовой записи, изложенными в документе CCIR601, который распространяется на цветоразностные цифровые и RGB-сигналы, определяет уровни и частоты квантования, матрицирование RGB/Y, R-Y, B-Y и характеристики фильтров. Видеофонограмма такая же, как и у D3, только видеодорожки сдвоенные, т.к. сигнал в D5 компонентный. Записываемый цифровой поток составляет 270 Мбит/с. Используется металлопорошковая лента шириной 12.65 мм в такой же кассете, как и у D3. Продолжительность записи в зависимости от величины кассеты составляет - 32, 62, 132 минуты. Видеомагнитофоны D5 имеют встроенные декодеры и могут воспроизводить запись с ленты формата D3, а также выдавать на линейный выход составляющие цвета. Они обладают возможностью формировать изображение как в формате растра 4:3, так и в широкоэкранном формате 16:9. Поскольку цифровая запись ведется без компрессии сигнала, формат D5 обладает всеми преимуществами D1 и дает абсолютное качество изображения. Такая техника пригодна и для высококачественного компоновочного монтажа, и для более простых операций. В дополнение к требованиям телевизионных систем на 625 и 525 строк данный формат пригоден и для ТВЧ (телевидение высокой четкости) с компрессией сигнала 4:1. Формат D5 обеспечивает "прозрачную запись" (отсутствие искажений от входа до выхода) сигнала в цифровом стандарте 4:2:2 при 8 и 10-битовом квантовании при его многоступенчатой обработке, особенно в отношении активной части изображения, что делает оборудование формата D5 очень привлекательным для потребителя, особенно в профессиональном видеопроизводстве. И не случайно видеомагнитофоны D5 фирмы Panasonic установлены во многих известных телестудиях по всему миру.Цифровой широкополосный формат D6 разработан фирмами Toshiba и BTS в 1993 году специально для записи цифровых сигналов ТВЧ с соотношением сторон изображения 16:9. Он рассчитан на исключительно высокую пропускную способность до 1,2 Гбит/с. Первый видеомагнитофон формата D6 - DCR 6000 фирма BTS выпустила в 1994 году. Он позволяет записывать цифровые сигналы ТВЧ обоих стандартов 1250/50/2:1 и 1125/60/2:1 на кассету с 19,01мм лентой наклонно-строчным способом в виде блоков цифровых данных. В каждом блоке находятся данные о видеосигнале и звуке, вспомогательной и служебной информации, а также содержится запись параметров и местоположения специальных зазоров, облегчающих монтажные операции. Запись производится на металлопорошковую ленту улучшенного качества толщиной 11мкм. Шаг дорожки записи - 21 мкм, угол наклона дорожек - +/-15 градусов. Продолжительность записи в зависимости от величины кассеты составляет 8, 28, 64 минуты. Отличительной чертой аппаратуры D6 является невероятно эффективная встроенная система коррекции ошибок. При вероятности появления сбоев на ленте (обусловленных системой лента-головка) не более 4х10-4, выходной сигнал с аппаратуры D6 может содержать битовые ошибки, но их вероятность появления не превышает 10-11.

 1.1.25. S(X)VCD

Формат SVCD расшифровывается как Super Video CD. На таком компакт-диске можно разместить вдвое больше информации чем на обычном Video CD. До сих пор эти диски наиболее широко распространены в Китае.

Стандарт SVCD был разработан в Китае в конце 1998 года и в настоящее время проходит процедуру регистрации как международный. Проигрыватели и диски SVCD сейчас довольно активно продаются в Китае, Гонк-Конге, Тайване, Малайзии, Сингапуре и Индии. Для воспроизведения таких дисков используются специальные SVCD проигрыватели, поддерживающие также VCD 3.0, VCD 2.0, CD-DA и иногда MP3 форматы. Некоторые проигрыватели DVD также могут воспроизводить SuperVCD, даже если об этом не сказано в инструкции, другие требуют лишь модификации внутренней программы (замены или пере-программирования одной микросхемы - некоторые модели JVC, Philips, Pioneer, Samsung). И конечно такие диски могут воспроизводиться на компьютере с 2х скоростным или более быстрым дисководом CD-ROM и аппаратным или программным (Pentium-II 350 МГц или лучше) декодером MPEG2.

Формат XVCD уступает SVCD по таким показателям, как поток данных и разрешение.

Сравнение форматов записи

Современные мобильные видеоформаты

Естественным и логическим этапом развития мобильной связи является возможность передачи и просмотра видео на мобильных телефонах. В сетях GSM в настоящее время возможен достаточно комфортный просмотр видеоинформации, предварительно скачанной из сети, или приготовленной собственноручно. 

В настоящее время практически все вендоры мобильного рынка оснащают свои аппараты встроенными камерами с возможностью записи и воспроизведения видеофайлов. Используемый при этом видео-формат основан на протоколе MP4/3gp, однако это совсем не значит, что современные телефоны не умеют понимать и другие форматы представления видеоданных.

3GPP

3GPP является частным случаем MP4 Video. Этот стандарт вошел в обиход сравнительно недавно, благодаря компании Philips, приложившей немало усилий для адаптации стандарта MPEG-4 для потокового вещания.

Сандарт 3GPP стал основным в камерофонах с возможностью записи видео. Изначально он являлся базовым в смартфонах SonyEricsson, для них был даже разработан специальный софт для просмотра компанией PacketVideo - PVPlayer, позволяющий проигрывать видео на полный экран. В настоящее время этот проигрыватель доступен практически для всех смартфонов на базе операционных систем Symbian, Windows Mobile, а также для КПК класса PocketPC. 

К достоинствам формата можно отнести то, что при несовпадении размеров изначальной картинки, она автоматически преобразуется в размер, поддерживаемый телефоном. Однако качество видеороликов очень низкое, т.к. изначально этот формат предназначался для оперативной записи видеоматериала с помощью встроенной камеры, последующего просмотра и отправки в качестве вложения в MMS (ограничение в 100 Кб).

Низкое качество видео обусловлено низким разрешением картинки, которое может быть либо QCIF (176x144), либо sub-QCIF (128x96), низкой частотой кадров - не более 15 в секунду, и особенностями записи звука. Звук, сопровождающий видеофрагмент, может быть записан в формате AMR (максимальный поток 12.2 кбит/c), либо WB AMR (поток 23.05 кбит/с). 

Real Video

Real Video - самый распространенный сетевой потоковый аудио/видео стандарт, предложенный фирмой RealOne, широко используемый для представления в Интернете и кабельных сетях музыки и видео. Стандарт завоевал огромную популярность во всем мире как средство размещения в Интернете аудио/видео контента с малым размером файлов и вполне приличным качеством. Небольшой размер выходного файла позволяет существенно экономить трафик при трансляции по каналам связи, в том числе и в GSM-сетях. Файлы RealVideo обычно имеют расширение ".rm", ".ram" или ".rmvb". Для воспроизведения на телефоне файл должен иметь геометрию изображения не больше 208x176 точек и содержать общий поток данных не выше 340 кБит/с.

VICS Video

VICS Video - формат, успешно применяемый в европейских беспроводных сетях TV-вещания. 

Формат является потоковым и предназначен для просмотра он-лайн видео. Файлы этого стандарта имеют расширение .vic . Плеер для просмотра такого видео (под названием VICS NanoPlayer) существует для различных платформ, в том числе и для Symbian S60. Особого интереса формат не представляет.

MobiClip Video

MobiClip Video - классический MPEG-1. В октябре 2003 компания MobiClip представила очень интересный формат. Формат является по сути универсальным. Файлы, сконвертированные в этом формате, имеют расширение *.mo и могут нести в себе звук, видео и flash-анимацию. На сайте производителя этот формат рекламируется как мобильное полноэкранное видео без тормозов. Существенным его ограничением является его непотоковый характер, то есть для просмотра необходимо загрузить весь файл целиком. Другим, не принципиальным, но существенным ограничением формата является большой объем полученных файлов. Таким образом, на телефонах появился формат видео, способный обеспечить высокое качество изображения при практически кинематографической частоте кадров. Качество воспроизведения зависит лишь от объема доступной памяти. Видеоролик проигрывается на полный экран. В современных устройствах возможен также просмотр видео в форматах DivX и AVI.

Современные видеокамеры

Век аналоговых видеокамер уже заканчивается. Поэтому сейчас это самые дешевые видеокамеры. Недостатки таких камер следующие: невысокая четкость изображения, снижение качества изображения при создании уже первой копии, запись монозвука, большие размеры и вес, высокое энергопотребление. Для подключения аналоговых видеокамер к компьютеру требуется специальный TV-тюнер или карта видеозахвата. Дополнительно будет нужна специальная программа, преобразующая сигнал в цифровой режим. Форматы, которые используются в аналоговых видеокамерах: VHS, VHS-C, S-VHS, S-VHS-C.Но если вы хотите получить лучшее из возможного в домашних условиях, то ваш выбор – современная цифровая видеокамера. Существует ошибочное мнение о том, что выбрать цифровую видеокамеру можно по тем же критериям, что и цифровой фотоаппарат. Но это далеко не так. При выборе цифрового фотоаппарата одним из основных критериев является количество пикселей в матрице (чем больше, тем лучше и дороже), а у цифровой видеокамеры «больше» зачастую не означает «лучше». Это связано с тем, что разрешение видеокамеры ограничено стандартом телевидения (для PAL - 720x576), а цифровая фотокамера ограничений по разрешению не имеет. Поэтому, каковы же главные критерии выбора цифровой видеокамеры.Для любительского класса сейчас существует три формата цифровых видеокамер - Digital 8, microMV, miniDV. Формат Digital 8 предлагается только фирмой Sony. Плюсами являются: большая продолжительность записи на одну кассету (до 120 минут SP и 240 минут LP), доступная цена, возможность длительного хранения отснятого материала без перезаписи на специальную дорогую кассету. Недостатки: воспроизведение записей возможно только с самой видеокамеры или дорогого видеоплеера/видеомагнитофона Video 8 (обычный VHS плеер для этого не подходит), малая четкость изображения, качество которого при создании первой копии сильно ухудшается. MicroMV предлагается опять же только фирмой Sony и является полной противоположностью камерам Digital 8. MicroMV-камеры очень малы, даже, миниатюрны, но эту особенность с трудом можно отнести к преимуществам, поскольку снимать в обычных условиях такими камерами очень неудобно, т.к. рука практически не чувствует веса камеры, держать и управлять microMV-камерой не очень удобно. Кроме того, самый большой недостаток microMV-камер заключается в нестандартном формате записи видео на ленту. Записанное на такой видеокамере видео понимает только специальная программа от Sony. К тому же кассеты microMV стоят в два раза дороже других кассет для цифровых камер.Формат miniDV сейчас стал самым распространенным для любительских цифровых видеокамер. Абсолютно все производители выпускают камеры в этом формате. Камеры с таким форматом легкие, компактные, с хорошим качеством картинки. Цифровое видео записывается на кассету с хорошей вмещаемостью - 60 минут SP (90 минут LP). Разрешение изображения приближено к профессиональному – до 540 линий по горизонтали; стереозвук качества CD. Ценовой диапазон очень широк, поэтому вы легко сможете выбрать подходящую видеокамеру. На сегодняшний день самыми популярными являются два вида - это кассета с магнитной лентой (MiniDV) и диск DVD (MiniDVD диаметром 8 см). Формат miniDV обеспечивает высокое качество видео и удобство для редактирования на компьютере. Запись ведется на 6-мм ленту. На стандартной кассете умещается 60 минут записи с нормальной скоростью. MiniDV-камеры снабжаются инфракрасным освещением, позволяющим вести видеосъемку в темноте. Помимо видеосъемки формат miniDV-камер позволяет делать фотографии. Но основной недостаток – это огромный размер несжатого видео, который на жестком диске занимает около 12 ГБ для часового фильма.Видеокамеры формата DVD позволяют записывать видео сразу на DVD-Video-диск (он же miniDVD: DVD-R, DVD-RAM и DVD-RW), который можно просто вынуть из камеры, вставить в DVD-плеер и сразу же посмотреть результат съемки. Что касается звука, то здесь предусмотрен формат, создающий эффект домашнего кинотеатра. При покупке выбирайте видеокамеру, которая записывает видео на диски того формата, который поддерживает ваш DVD-плеер: DVD-RAM или DVD-RW. К особенностям DVD-видеокамер следует также отнести то, что эти камеры более чувствительны к тряске и вибрации, чем видеокамеры, снимающие на пленку.Не так давно появились видеокамеры, использующие в качестве носителя флэш-память и HDD. Камеры, использующие в качестве носителя флэш-память по качеству съемки пока уступают miniDV, зато они компактные, обладают незначительным энергопотреблением и повышенной надежностью. Запись ведется в формате MPEG4. В таком формате видео занимает мало места. Отснятые клипы легко копируются с флэш-карты на компьютер при помощи порта USB 2.0. HDD - пожалуй, наиболее перспективное направление. Пока таких камер немного и стоят они дорого. С помощью такой видеокамеры есть возможность записывать видео 21 час без перерыва, примером может служить Sony DCR-SR100.

 Источники:

  1. www.erudit.egmont.ru/questions/index.php?sendTarget=38&sendStart=1875
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Магнитофон 
  3. www.intuit.ru/department/history/ithistory/6/3
  4. ru.wikipedia.org/wiki/Видеомагнитофон
  5. www.ovideo.ru/articles.htm , www.stereo.ru/whatiswhat.php?article_id=342 
  6. zoom.cnews.ru/ru/publication/index.php?art_id80=343
  7. www.compression.ru/video/codec_comparison
  8. www.ixbt.com/divideo/codex-psnr.shtml 
  9. www.compress.ru/Archive/CP/1999/10/16/#01
  10. www.diapaz.kz/source/tv_format.html
  11. www.ovideo.ru/articles.htm 


 

Hosted by uCoz