Кинематограф
Люмьер (Lumiere) Луи Жан (5.10.1864, Безансон, - 6.6.1948, Бандоль), изобретатель кинематографа, пионер французского кинопроизводства и кинорежиссуры. Член Парижской АН (1919). Окончил промышленную школу, был фотографом, работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции "движущихся фотографий", пригодный для коммерческого использования. Аппарат был запатентован и получил название кинематографа. Первые кинопрограммы Люмьера демонстрировали сценки, снятые на натуре: "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Прибытие поезда", "Завтрак ребёнка", "Политый поливальщик" и другие. С 1898 Люмьер занимался только производством киноаппаратуры, несколько лет спустя Люмьер продал патенты, но продолжал свои опыты в области объёмного и цветного кино. Во Франции существует ежегодная премия имени Луи Люмьера за документальный фильм. Огюст Люмьер (20.10.1862, Безансон, - 10.4.1954, Лион), брат Луи Жана, принимал активное участие в его работе по изобретению кинематографа.
История кинематографа
КИНЕМАТОГРАФ - одно из величайших открытий человечества, которому насчитывается чуть более ста лет. Но за этот век, который можно смело назвать веком кинематографа, у вообщем-то нового искусства появились свои первооткрыватели, имена которых известны ничуть не меньше, чем имена крупных ученых в области физики или химии. Изобретение кинематографа не было единовременным актом. Это был растянутый во времени процесс сложения отдельных фрагментов мозаики. Первая из важнейших составляющих кино - проекция, зародилась еще доисторические времена, когда первобытный мальчик любовался тенью своих рук на стене. Игра света и теней завораживала людей в Древней Греции. Примерно в 360 году до нашей эры Платон описывал в своей книге "Республика", как двигаются тени, отбрасываемые пламенем костра на стены пещеры. Некоторые историки кино считают это описание пещеры Теней первым упоминанием о движущихся образах. Кукольники средневековой Явы, Китая и Индии, устраивая представления на основе местных мифов и легенд, использовали игру света и тени, чтобы проецировать силуэты выделанных из кожи кукол на полупрозрачный экран. Аналогичные кукольные представления приобрели популярность в Европе конца XVIII века, в период бурного расцвета науки, получившего название эпохи Просвещения. Более усложненный вариант проекции возник с появлением "волшебного фонаря", изобретенного во второй половине ХVII века и пользовавшегося популярностью вплоть до XIX века. "Волшебный фонарь" - прибор, в котором с помощью линзы солнечный свет, отраженный от зеркальной поверхности с нанесенным на нее рисунком, проецировался на экран. Публичную демонстрацию этого изобретения провел в 1662 году Томас Расмуссен Вальгенштейн. Вскоре увидели свет различные механические изобретения, создававшие иллюзию движения. Однако подлинное кинематографическое движение стало возможно лишь благодаря использованию свойства человеческой психики, известного как "непрерывность движения". Оно состоит в том, что зримый образ сохраняется в мозгу в течение короткого промежутка времени после того, как сам предмет убран из поля зрения. Начиная с 30-х годов XIX века стали появляться забавные игрушки, такие как фенископ, зоотроп и праксиноскоп Эмиля Рейно, показавшие, что если перед глазами человека возникают быстро сменяющиеся отдельные изображения предмета, то создается образ непрерывно движущегося изображения. Картинки, использовавшиеся в этих ранних приборах, были нарисованы. Фотография, появившаяся в 1839 году, требовала большой выдержки, не давая возможности сделать серию фотоснимков с небольшими интервалами. В 70-80-е годы прошлого века этот недостаток решался различными экспериментаторами. Задача упростилась с изобретением прочной и гибкой целлулоидной пленки. С этого момента изобретатели из разных стран мира стали наперегонки предлагать разнообразные устройства для кинокамер и проекционных аппаратов. Но заслуга изобретения первой практической кинокамеры - кинетографа (1882 год), принадлежит Уильяму Кеннеди и Лори Диксону. Их коротенькие фильмы можно было смотреть через узенький глазок этого аппарата. Первым же проекционным аппаратом, прошедшим успешные испытания на публике в 1895 году стал синематограф братьев Люмьер. В феврале 95-ого Огюст и Луи Люмьер патентируют свое изобретение - аппарат для съемки, проекции и печати фильмов. В марте Луи с помощью изобретенного аппарата снимает фильм "Выход рабочих с фабрики Люмьер". А в декабре… Париж. 28 декабря 1895 года - дата, занесенная во все календари, известная всем мало-мальски интересующимся историей кино… Холодный декабрьский вечер. Белые пушистые хлопья снега медленно падают на вымощенные мостовые, на пальто и шляпы прохожих, потирающих замерзшие руки. Обычно в такое позднее и холодное время у маленького заведения с гордым названием “Гранд кафе” не много людей. Но сегодня особый день - братья Люмьер, Огюст и Луи, решили объявить во всеуслышание о своем изобретении века - КИНЕМАТОГРАФЕ. Именно тогда прошел первый публичный показ минутных кинофильмов, которые в конце ХХ века станут историей le cinema. Любопытен парадокс первых киносеансов. Обстановка балагана или кафе. У всех на виду натянута белая материя. Шумный, громоздкий, находящийся здесь же, в зале, прадед современных проекционных киноаппаратов. Как только гас свет, освещался примитивный экран, движение воспринималось как сама действительность. Книги по истории кинематографа обошло описание женщины, которая в ужасе выбежала из проекционного зала, так как ей показалось, что экранный поезд - это настоящий поезд, что он приближается именно к ней и через мгновение ее раздавит. Все воспринималось как реальность, как совершенно объективное, безавторское, безличное. Эта женщина, выбежавшая в ужасе из зала, стала первой жертвой кинематографического спрута, который с каждым десятилетием набирал силы, разрастался и все сильнее и сильнее влиял на психологию людей, на их жизнь, на их мысли и взгляды. Если бы братьям Люмьер в далекий 1895 год сказали, что их изобретение будут использовать в качестве пропаганды определенных политических взглядов, как это делал Гитлер и Геббельс, в качестве орудия борьбы с коммунизмом, как делали американцы в 50 - 60-х годах - вряд ли изобретатели поверили в подобное. Но факт остается фактом - кинематограф понял свою силу, понял, что при определенных усилиях может воздействовать на сознание людей и не упустил возможность этим воспользоваться.
Первые кинофильмы состояли из одного плана, редко превышавшего одну минуту по продолжительности. Это действительно были "движущиеся фотографии". Вот как пишет об этих первых фильмах критик Хрисанф Херсонский: "Первые киносъемки, сделанные в разных странах, обладали одной специфической чертой, которую условно называют однолинейностью. Фильм снимался непрерывно и состоял из одного куска: поезд приближается к перрону - это фильм, люди выходят из ворот фабрики - другой фильм". Херсонский Хрисанф "Страницы юности кино", изд-во "Искусство", 1965, М.
В одном фильме два действия не сопоставлялись, не противопоставлялись, не переплетались. Намек на иную возможность экрана заключался только в одной ранней работе Люмьеров - "Политый поливальщик". Там мальчик незаметно для садовника наступает на шланг. Вода перестает идти. Удивленный садовник, ни о чем не догадываясь, озадачен. Шалун отпускает шланг, а струя неожиданно бьет в лицо садовника. Проделка мальчика и поведение садовника как бы соединялись в одно действие. Возникала смешная ситуация - прообраз будущих комедийных картин. Но здесь изображение комического недоразумения ограничивалось длительностью куска пленки. "В первые годы своей жизни кино только фиксировало явление, но не анализировало его", - пишет кинокритик Илья Вайсфельд. Вайсфельд Илья "Так начиналось искусство кино", изд-во "Искусство", 1988, М.
Ранние фильмы Эдисона - американского изобретателя кинематографа, работавшего над его созданием параллельно с Люмьерами, снимались в основном на студии. Но Люмьеры, фотографы по призванию, вынесли кинокамеру на улицу и старались поймать динамические, оригинальные образы живого мира. Они рассылали своих операторов по всему миру, чтобы снимать местные достопримечательности. Первым же, кто показал, что кино может быть использовано не только для запечатления подлинных событий, но и для рассказа различных авантюрных историй, стал француз Жорж Мельес. Мельес - пионер режиссуры, попробовавший свои силы почти во всех жанрах. Благодаря своему остроумию, изобретательности и поразительной фантазии, он создал фильмы, не потерявшие своей привлекательности и сейчас. В первое десятилетие ХХ века Мельес стал самым преуспевающим кинопродюсером, но к началу Первой Мировой войны разорился, не успев приспособиться к новым веяниям в кинематографе. До своего финансового фиаско ему все-таки удалось увеличить содержательность кино: он сделал серии живых картин, следовавших одна за другой, как пьеса на сцене. Сначала каждая такая сцена считалась отдельным фильмом. Но в "Золушке", снятой в 1899 году, Мельес объединил живые картинки с помощью наплыва. Вскоре режиссеры стали использовать более сложные техники соединения отдельных фильмов или "кадров", как их сейчас называют. Жизнь великого немого была не такой уж долгой. Уже в 20-е годы нашего века были произведены первые звуковые съемки. А в 1926 году звук вошел на мировой киноэкран с помощью трех немецких изобретателей - Д. Энгля, И. Массоля и Г. Фохта, которые и сняли первый звуковой фильм "Три Эргон". В первые годы развития кинематографа были совершены первые попытки цветных съемок. Так, к примеру, в 1915 году в октябре началось применение цветного процессора "Агфа-колор", в который входили пока три цвета. А в 30- х годах долгие разработки а Америке и во Франции позволили зрителю,наконец, увидеть цветной мир кино. С 1936 года это открытия стало охватывать весь мир.
Немое кино
Немое кино — это целая эпоха в мировом кинематографе. Дело в том, что звук стал сопровождать кинопоказы лишь во второй половине 1920-х годов, когда в США, Германии и СССР были созданы соответствующие системы звукового сопровождения. Точнее возникновение звука в кино датируется октябрём 1927 года, когда компания «Уорнер Бразерз» продемонстрировала в Нью-Йорке первый звуковой художественный фильм «Певец джаза» (режиссёр Алан Кросленд), в котором были соединены речь и музыка. Первый отечественный звуковой художественный фильм — «Путёвка в жизнь» (1931). Безусловно, аппараты для записи звука и воспроизведения его через громкоговорители существовали и раньше, но не было достаточно простого способа синхронизировать звук и киноизображение. Но это вовсе не значит, что киноискусство всё это время находилось в застое. В немом кино выработался совершенно особый неповторимый стиль общения со зрителем при помощи мимики и жестов. Выразительность движений некоторых актёров немого кино вряд ли может быть превзойдена даже в современном звуковом кино. Считается, что чёрно-белое немое кино, с его характерным мерцанием и плохим качеством изображения, всё же обладает неким шармом, привлекающим киноманов даже в наши дни. Кроме того, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас. Необходимые же по ходу сюжета пояснения отображались в фильмах в виде титров.
Знаменитые фильмы немого кино
Особенную славу немому кино принесли следующие фильмы:
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» (Франция, 1896) «Генерал» (США, 1926), «Восход солнца» (США, 1927), «Метрополис» (Германия, 1927), «Огни большого города» (США, 1931) «Носферату» (Германия, 1922), «Золотая лихорадка» (США, 1925), «Страсти Жанны д’Арк» (Франция, 1928), «Жадность» (США, 1924), «Кабинет доктора Калигари» (Германия, 1920), «Ящик Пандоры» (Германия, 1929), «Толпа» (США, 1928), «Нетерпимость» (США, 1916), «Броненосец Потёмкин» (СССР, 1925), «Наполеон» (Франция, 1927), «Большой парад» (США, 1925) Знаменитые персоны эпохи немого кинематографа Следующие персоналии оказали наибольшее влияние на кино этой эпохи:
Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд, Дэвид Уорк Гриффит, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Рудольф Валентино, Лон Чейни, Клара Боу, Джеймс Круз, Сергей Эйзенштейн, Луиза Брукс, Кинг Видор, Фриц Ланг Фридрих, Вильгельм Мурнау, Карл Теодор Дрейер.
Чарли Чаплин
Технический прогресс
Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зелёной гаммой, без синего цвета) вышел ещё в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссёра армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году. В 1950-х годах технический прогресс зашёл ещё дальше. Разработка и внедрение магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества показа фильмов, стали говорить об «эффекте присутствия» зрителя. Впечатление усиливалось стереофоническим воспроизведением звука, позволявшем создавать «пространственную звуковую перспективу» — звук как бы следует за изображением его источника, вызывая иллюзию реальности источника звука. В настоящее же время существуют очень изощрённые системы звукового сопровождения кино. Число отдельных звуковых каналов доходит до 7, а в экзотических системах даже до 12. Разумеется, всё это призвано усилить глубину погружения зрителя в атмосферу просматриваемого фильма.
Технические особенности кинематографа
Основные технические особенности кинематографа, отличающие его от других видов записи и воспроизведения движущихся изображений таковы: фиксация фаз движения объекта на киноплёнке в виде ряда последовательных фотоснимков (кадров киноизображения), в отличие, например, от современной магнитной видеозаписи.Проекция движущегося изображения на экран. В современных кинотеатрах частота проекции составляет 24 кадра в секунду при двойном мелькании обтюратора, что обеспечивает 48 мельканий в секунду. Было экспериментально выявлено, что человек начинает воспринимать движение как плавное, начиная от 24 мельканий в секунду. Таким образом, частота мельканий 48 герц с запасом перекрывают эту величину и обеспечивают отличную плавность движения на киноэкране.
«эффект 25-го кадра»
В середине XX века был распространён миф о том, что человеческий мозг якобы может воспринять лишь 24 кадра в секунду — а 25-й кадр, если его вставить в воспроизведение, якобы будет восприниматься человеком на подсознательном уровне. Из этого заблуждения были сделаны выводы об эффективности «феномена 25-го кадра» в различных видах внушения и подсознательного воздействия (например, в целях политической пропаганды, коммерческой рекламы, при обучении иностранным языкам, лечении от наркозависимости и пр.). Здесь важно подчеркнуть, что верхняя пороговая частота мелькания, воспринимаемая человеческим мозгом, в среднем составляет 39—42 герца и индивидуальна для каждого человека. Поэтому все вымыслы о влиянии 25-го кадра на подсознание человека не имеют отношения к реальности.
Соотношение сторон экрана
Соотношение ширины и высоты кадра (англ. aspect ratio) — важнейшее понятие в кинематографе. С 1910 года фильмы имели соотношение сторон экрана 4:3 (4 единицы в ширину к 3 единицам в высоту; иногда ещё записывается как 1,33:1 или просто 1,33). Считалось, что зрителю удобнее смотреть фильм на экране такой формы. Но в 1950-х годах это представление в корне изменилось. Дело в том, что поле зрения человека имеет соотношение отнюдь не 4:3. Ведь у человека 2 глаза, расположенных на одной горизонтальной линии — следовательно, поле зрения человека шире и приближается к соотношению 2:1. Чтобы приблизить форму кадра к естественному полю зрения человека (и, следовательно, усилить восприятие фильма), был введён стандарт 2,55:1. Несколько позднее, после ряда дополнительных исследований в этой области, стали появляться и другие соотношения сторон кинокадра: 1,66:1, 1,85:1, 2,20:1 и вплоть до 2,7 :1 (почти 30:9). Существуют экспериментальные фильмы с иным соотношением (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это, безусловно, призвано глубже погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от его просмотра.
Цифровой кинематограф
В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие «цифровой кинематограф» или «цифровое видео» (англ. digital video). Под этим термином понимают новый вид киносъёмки, когда кадры записываются при помощи цифровой камеры прямо на цифровой носитель данных. В этом случае киноплёнка для съемок становится ненужной, а кинопроектор заменяется цифровым проектором, либо с помощью лазерных рекордеров изготовляется высококачественный интернегатив (англ. digital intermediate) для последующей печати фильмокопий. Современные цифровые камеры обеспечивают очень высокое разрешение изображения, хорошую цветопередачу и широчайший, недоступный до недавнего времени, спектр манипуляций с цветовой гаммой изображения. Цифровые технологии также предоставляют большие возможности для использования видеографики и спецэффектов в кино. Однако до сих пор стандартная киноплёнка (35 мм) превосходит по разрешающей способности все коммерчески доступные цифровые камеры для кинопроизводства фирм «Panavision» и «Sony».
Источники: